Рынок цены и конкуренция

Схемы и таблицы
a) Зарождение рынка
b) Влияние цены на поведение продавцов и покупателей.
c) Карточки с понятиями:
Обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия
Образовательные: Разъяснить учащимся сущность обмена и его моделей, дать представление о рынке и особенностях поведения лиц, оказавшихся в сфере действия рыночных отношений, сформировать общие представления о цене как экономической категории, ее функциях, показать роль конкуренции в развитии рыночных отношений.
Развивающие: Научить анализировать различные модели поведения покупателей и продавцов в сфере рыночных отношений.
Воспитательные: Воспитание чувства здоровой конкуренции в жизни, стремления быть лучшим, трудолюбия.
Понятия к урокам: Обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия.
Ход урока
Введение: Мотивационная установка на изучение новой темы.
Урок начинаем мотивационной установкой на изучение важной темы. Если бы мы могли совершить путешествие в древность для того, чтобы узнать, как жили наши предки, то непременно попали бы на рынок. Ведь это был центр общественной жизни. Рыночная площадь всегда находилась в середине античного города. Во время археологических раскопок в Афинах, милеете, Риме, Помпеях было обнаружено большое количество остатков Рынков. Аристотель даже требовал выделить рынок для торговли продуктами. На рынках не только совершались торговые сделки. На греческой агоре отправлялись религиозные культы, проходили народные собрания и вершили суд басилевсы.
Рынок зарождается на основе обмена. Ученики уже знакомы с этим понятием, а потому его следует лишь закрепить, пояснив, что обмен может происходить по-разному.
1. Натуральный обмен
Ремесленник
Земледелец
Скотовод

2. Денежный обмен
Ремесленник
Земледелец
Купец
3. Денежный обмен

Земледелец Ремесленник

Рынок

Купец
Ученикам предлагается подумать: что нужно для обмена? (Общественное разделение труда и специализация). Именно здесь реализуется принцип межпредметных связей: пусть ребята, привлекая свои знания из курса истории, поясняют, как шел процесс отделения земледелия от скотоводства, как стали самостоятельно развиваться ремесло и торговля. Чем отличается простой обмен от рынка?
Основная часть:
Изучение новой темы:
План:
1) Что такое рынок?
2) Что такое цена, и какие функции она выполняет?
3) Конкуренция на рынке. Как оценить это явление?

1) Необходимо пояснить ребятам, что в нашей речи слово «рынок» употребляется в разных значениях: так называют определенное место, где происходит торговля (оптовый рынок); в другом случае рынок рассматривается как сфера товарного обмена; предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок); национальный внутренний рынок; местный рынок.
2) Попробуйте смоделировать ситуацию взаимоотношения покупателей и продавцов на обычном рынке.
Ученик «А» – продавец. Он продает помидоры.
Ученик «Б» – покупатель. Он изъявил желание приобрести помидоры.
1. О чем может быть диалог сторон?
2. Как будет осуществляться торг? Что может стать предметом спора?
3. Проиграйте ситуацию, когда
a) У покупателя есть возможность выбрать другой товар аналогичного качества (на рынке продается много помидоров)
b) На рынке много покупателей и продавцу можно их выбирать.
4. В каком случае стороны достигнут компромисса?
Итак, ученики доказывают самостоятельно, что предметом спора между продавцами и покупателями является цена.
В учебнике показано, что существует 108 разновидностей цены. Ученики должны уяснить, что цена – количество денег (услуг, товаров), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Если цена на конкретном товаре растет, то производитель заинтересован в их выпуске. Механизм выравнивания цен простым и ясным языков прописан в учебнике. В этой связи учителю целесообразно обратить внимание школьников на отдельную часть параграфа (с. 79) и попросить ребят проанализировать его на конкретных примерах.
3) Идеальный рынок невозможен без конкуренции.
Конкуренция (от лат. Concurrentia) – своеобразное соперничество, соревнование между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов.

Ученикам для размышления представляется проблема:
Как оценить конкуренцию – это хорошее или плохое явление для развития рынка?

Возможные точки зрения.
a) Конкуренция развивает производство, заставляет производителей изготавливать лучшие товары, снижать затраты на их изготовление. Она позволяет быстро реагировать на запросы населения, совершенствовать дизайн товаров и проч.
b) Конкуренция означает борьбу, ненависть партнеров, соперничающих в одной сфере друг с другом, что приводит к многочисленным убийствам конкурентов. Разорение предпринимателей в ходе конкурентной борьбы приводит к стрессам, психическим расстройствам, безработице многих людей и т.д.
c) При конкуренции покупателей цены становятся высокими, никто не заинтересован в улучшении технологии или лучшем обслуживании населения, появляются большие очереди.
Рынок могут контролировать монополии или олигополии (эти термины следует разъяснить). В таких случаях конкуренция разрушается, цены устанавливаются произвольно, а максимальную прибыль получают монополисты. Пусть ребята проанализируют ситуацию, когда на рынке появляются крупные компании. Каким может быть их поведение? Почему?
В конце урока следует закрепить полученные знания, организовав небольшую работу с понятиями. Для обсуждения можно предложить ознакомиться с высказываниями Дж. Милля (1806-1873), английского философа и экономиста:
«Ограничение права торговли или производства предназначенных для торговли предметов, в сущности, есть стеснение свободы и как всякое стеснение есть зло».
Как можно понять эти слова? Согласны ли вы с такой точкой зрения? Разъясните ответ конкретными примерами.
В конце урока подводятся итоги. (За счет обращения товаров и денег создается рынок, где встречаются покупатели и продавцы; важным рычагом его развития является конкуренция, регулирующая через цены спрос и предложение).
Завершающая часть:
Выводы:
a) За счет обращения товаров и денег создается рынок, где встречаются продавцы и покупатели.
b) Важным рычагом его развития является конкуренция, регулирующая через цены спрос и предложение.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.