Рост доходов потребителей и законы экономики

измениние спросаСуществуют законы экономики, которые объясняют изменение спроса и его структуры, связанные с ростом доходов потребителей. Сейчас мы с вами рассмотрим, как изменяется спрос потребителей при постоянном росте совокупных доходов. Теоретически это выглядит просто, и особенно для человека, далекого от экономики – чем больше доходы, тем выше спрос.

Кстати, и закон спроса как раз об этом и говорит. Но люди, даже не вдаваясь в законы экономики, могут сказать, что чем больше у них денег (выше доходы потребителей), тем больше товаров они купят (выше спрос на товары).
Однако не все так просто, как кажется, и особенно в том случае, если вы не просто интересуетесь ситуацией на рынке, а хотите знать, понять, и уметь объяснять законы экономики, связанные с ростом доходов потребителей!
Закон спроса, конечно, говорит о том, что чем ниже цена, тем выше спрос. Однако к факторам спроса относится и уровень доходов населения. Чем больше денег у людей, тем больше они покупают.
Следовательно, можно констатировать такой закон экономики – с ростом доходов населения спрос на товары растет. И это на самом деле так, потому что увеличение доходов потребителей ведет к повышению совокупного спроса, причем рост этот мало зависит от цен на товары.
Теперь поговорим о структуре потребления. Если рассматривать все типы товаров, которые мы приобретаем на наши деньги, то получится большой каламбур, разобраться в котором не каждый сумеет. Поэтому, все товары, которые мы приобретаем в течение определенного периода, мы поделим на три большие группы. Периодом, кстати, удобно брать месяц, потому что мы зарабатываем зарплату ежемесячно!
Первая группа товаров, это продукты питания, вторая – промышленные товары, и третья – услуги, которыми тоже пользуются практически все.
На основе такого деления известный экономист Эрнст Энгель и сделал свои выводы, которые в обобщенной форме в экономике теперь называются «Закон Энгеля».
Информация из Википедии:
Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.
Закон обоснован немецким учёным Эрнстом Энгелем в XIX в. и сильно устарел. Суть (по самому Энгелю) совсем не в этом, а в том, что удельный вес расходов на еду тем больше, чем меньше уровень дохода.
Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистические ряды показывают, что в структуре расходов американских семей за 1909-1985 гг. устойчиво снижается доля физических и материально-вещественных потребностей (продуктов питания – на 35%, расходов на жилище – на 5,5%, предметов домашнего обихода – на 26%, расходов на одежду и обувь – на 47%).
В то же время систематически возрастает удельный вес более высоких «гуманитарных» потребностей в образовании, медицинском обслуживании, организации досуга и отдыха.
Об этом же свидетельствует и статистика семейных бюджетов в бывшем СССР. В 1963г. при средней доле совокупных доходов семьи, израсходованной на питание в 34,3%, семьи с совокупным доходом до 75 руб. в месяц расходовали на питание 51,5% дохода, семьи с доходом от 75 до 100 руб. в месяц расходовали на питание 42,7% дохода, семьи с доходом от 100 до 150 руб. – 35,8%, с доходом от 150 до 200 руб. – 31,9%; семьи с совокупным доходом свыше 200 руб. тратили на питание 28,4% совокупного дохода.
Современная западная наука существенно дополнила развитые Энгелем положения, используя для этого новый аналитический аппарат. На основе формулы эластичности спроса по доходам подсчитано, что в конце 1980-х гг. в США с ростом дохода на 1% спрос на продукты питания возрастал на 0, 77%, на одежду – на 0,32%, на транспортные средства – на 1,1%, на жилище – на 0,89%, на медицинские услуги – на 1,9%, на предметы роскоши – на 3,6%, на спортивные товары – на 3,7%, на услуги такси – на 2,8%.
Однако, стоит отметить, что в целом закон Энгеля работает и поныне, то есть при увеличении доходов доля расходов на питание снижается, а доля расходов на услуги растет. То есть люди чаще ходят в театры, ездят в путешествия, посещают салоны красоты, и так далее.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.