Предпринимательство

Образовательные: Познакомить учащихся сущностью предпринимательской деятельности людей, познакомить с понятиями к уроку;
Развивающие: Научить учащихся элементарным правилам поведения в экономической сфере; уметь анализировать различные типы предпринимателей;
Воспитательные: Воспитание уважения к любому труду, целеустремленности, воли, терпения, стремления к знаниям.
Ход урока
1) Повторение
По вопросам:
1. Дать определение рынка, обмена, цены.
2. Почему и как выравнивание цен на рынке?
3. Опишите принципы совершенной конкуренции на рынке.
4. Различия в конкуренции покупателей, производителей, продавцов.
5. Разновидности рынков.
6. Основные функции цены.
7. Основные литературные произведения, где вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями.
8. Условия, необходимые для существования рынка.
9. Почему рынки и ярмарки пользуются большой популярностью в России?

Введение
Изучение этой темы можно начать с прочтения отрывка из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Предварительно задаем ребятам вопросы:
a) Кого мы называем работниками?
b) Какие черты должны бать присущи, по вашему мнению, работнику?
Основная часть:
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».
Деловой человек был очень занят. Он считал звезду. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:
– Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
– Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
– Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
– Что делаю?
– Да.
– Ничего не делаю. Я ими владею.
Владеешь звездами?
– Да.
– Но я уже видел короля, который…
– Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.
– А для чего тебе владеть звездами?
– Чтобы быть богатым.
– А для чего быть богатым?
– Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
«Он рассуждает почти как тот пьяница», – подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
– А как можно владеть звездами?
– Звезды чьи? – ворчливо спросил делец.
– Не знаю. Ничьи.
– Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
– И этого довольно?
– Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.
– Вот это верно, – сказал Маленький принц. – И что же ты с ними делаешь?
– Распоряжаюсь ими, – ответил делец, – Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако Маленькому принцу этого было мало.
– Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, – сказал он. – Если у меня есть цветок, я могу сорвать его и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды.
– Нет, но я могу положить их в банк.
– Как это?
– А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю на ключ.
– И все?
– Этого довольно.
«Забавно», – подумал Маленький принц. – И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».
Что серьезно, а что несерьезно, – это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.
– У меня есть цветок, – сказал он, – и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…
Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

Вопросы:
1. Можно ли делового человека – героя произведения назвать работником; предпринимателем?
2. Кто такой предприниматель и какие особенности его поведения вам знакомы? Кого мы называем предпринимателем?
Ребятам предлагается за 3 минуты придумать максимальное количество возможных вариантов предпринимательской деятельности.
Данная тема отчасти знакома ученикам по предыдущим занятиям, а потому здесь уместно применять разные вариации актуализации имеющихся у ребят знаний.
Ребята должны уяснить, что предпринимательство – это создание хозяйственных организация (фирм) за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе дохода.

2) Основная часть
Изучение новой темы.
План изучения новой темы:
1. Основные типы работников
2. Предприниматель и предпринимательство.

1. Известно, что М. Вебер (1864-1920), немецкий социолог, экономист и юрист, в своей работе «Хозяйство и общество» обозначил два типа предпринимателя и работника.
Ребятам предлагается подумать, к какому типу работников мы отнесем: дворника, который с утра до ночи метет грязную улицу; адвоката, который не имеет нормированного рабочего времени?
Какого предпринимателя можно назвать авантюристом? Возможен ли успех в бизнесе, основу которого составляет обман, нечестность, подлость, убийства конкурентов и прочее?

2. Учителю следует обратить внимание ребят на то, что предпринимателям приходится искать новые пути решения нестандартных задач, при этом нужно не ошибиться в своих расчетах, получить прибыль.
Он может иметь свое собственное дело, а может быть и наемным работником.

Бизнесмен – это собственник фирмы, ее хозяин. Бизнес не требует обязательных инноваций, ему легче существовать в уже устоявшихся экономических отношениях.
На этом уроке целесообразно обратить внимание на этику бизнеса и предпринимательства.

Вопросы к классу:
1) Почему культура общения играет важную роль в бизнесе?
2) Чем характеризуется современный предприниматель?
3) Укажите основные правила деловой этики.

Рассказывает учитель:

Предприниматели обладают так называемой избирательной эвристикой (эвристика – технология открытия нового). Они умеют нестандартно решать обычные задачи, активнее других людей сопротивляются давлению внешних обстоятельств.
Исследования свидетельствуют, что выходцы из семей-бизнесменов имеют больше шансов открыть собственное дело. И неважно, удачным или неудачным был бизнес родителей. Главное – передать любовь к своему делу и первоначальные навыки.
Современный предприниматель больше озабочен перспективами развития бизнеса, нежели сиюминутной прибылью. Он отличается высоким уровнем мотивации на достижение и, по крайней мере, средним уровнем ответственности.
Предприниматели – это, как правило, молодые люди. Типичный возраст – 30-35 лет. Предприниматели – обычно те, кто недоволен своей предшествующей профессией.
Высокий уровень образования – характерная черта нового поколения деловых людей. Со временем необразованных почти не станет.
Правда, деловой успех не всегда зависит от образования. Предпринимателей отличает, скорее, более сильное, чем у наемных работников, стремление к независимости и автономии.

Этика предпринимательства.
Специалисты считают, что дух предпринимательства свойствен всем, или почти всем. Не каждому удается его развить. Личные качества человека обеспечивают лишь 10% успеха, 90% – это везение.
Великими дельцами почти никогда не становятся мелкие спекулянты, которые рано или поздно теряют полученные барыши на других спекуляциях, но становятся те люди, которые настойчиво и последовательно осуществляют задуманный проект.
Предприниматель, который уважает деньги, который их бережет, который их сохраняет и оберегает, – это уже не предприниматель, а «скупой рыцарь».
Большинство серьезных фирм сегодня понимают, что удовлетворение спроса потребителей является гарантией их финансового успеха. Они внимательно изучают жалобы потребителей и стараются избежать их. Создано Бюро содействия бизнесу – международная организация по установлению стандартов деловой этики. Основным ее принципом выступает обязательство проводить честную деятельность.
Забота о доходах идет рука об руку с заботой о потребителе, которую называют этикой бизнеса. Ее основу составляет ответственность предпринимателя перед покупателем.
Основная обязанность по защите потребителей лежит на правительственных агентствах общегосударственного, территориального и местного уровней. В то же время существует ряд организация, финансируемых частным сектором, ставящих своей целью защиту потребителя. Они включают такие известные организации, как Бюро содействия бизнесу и местные Торговые палаты.
Специалисты говорят о зарождении новой управленческой дисциплины, которая может или должна внести принципиальные изменения в существующую систему менеджмента. Это достаточно широкое явление, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций.
Япония же стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия. Согласно ее принципам, именно качество, а не что-либо иное, например, объем выпускаемой продукции, выступает сутью производственного процесса.
Завершающая часть:
Вопросы для закрепления:
1. Выпишите основные черты, характеризующие предпринимателя и менеджера. В чем сходны и что определяет различие между ними?
2. Какие правила этики бизнеса вам знакомы? Почему их важно соблюдать? Не ограничивает ли это свободу поведения предпринимателей?
3. Проанализируйте взаимоотношения потребителей и предпринимателей. Существуют ли определенные закономерности в этих отношениях?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.