Дефицит товарный

Рыночные взаимоотношения, складывающиеся на основе соотношения спроса и предложения, предоставляют потребителям то изобилие товаров, которое можно видеть на рынке. При этом происходит заполнение всех ниш рынка, что происходит благодаря конкуренции между производителями. И в такой ситуации трудно представить, что какого-то товара может не оказаться в продаже, потому что в этом случае субъекты предпринимательства, заметив отсутствие конкурентов, должны заполнить эту нишу для получения быстрой выгоды. Однако, на практике часто случается так, что не хватает не только единичного товара, но и группы товаров. Это товарный дефицит, который образуется по разным причинам, может периодически проявляться, исчезать, расшатывать экономику и непосредственно влиять на уровень жизни населения и макроэкономическую ситуацию в стране.
Виды товарного дефицита
• Текущий дефицит товарный может локально проявляться вследствие логистических просчетов, временных неурядиц, задержек банковских проводок и так далее. Если продавец вовремя не сделал заявку на товар, заканчивающийся на складе или же поставщик не смог вовремя произвести поставку, то в конкретном магазине или торговой сети, а моет даже в конкретном населенном пункте может создаваться временный товарный дефицит по определенным позициям.
• Сезонный дефицит возникает ввиду того, что часть продукции имеет сезонные свойства, что относится, прежде всего, к продуктам растениеводства. Пример: если в соседней стране мандарины созревают в декабре, то найти их в июле можно только через далекие страны, экономическая связь с которыми может отсутствовать.
• Искусственный товарный дефицит может возникать при наличии мошеннических схем, таких, как корнер. Суть его в простом понимании заключается в скупке товара, задержке его на складах и создании искусственного дефицита с целью получения сверхприбыли из-за повышения спроса и взвинчивания цены.
• Глобальный товарный дефицит возникает при глубоком кризисе, когда экономика парализуется отсутствием кредитного финансирования, взаимными неплатежами, резким снижением спроса, увольнением рабочих, закрытием производств и другими негативными экономическими и социальными явлениями

Независимо от того, по какой причине сформировался товарный дефицит, его воздействие на рынок не окажется незамеченным. Если это временное локальное отсутствие некоторых товаров, то на этом сможет нажиться только небольшое число субъектов рынка. Если же дефицит на товар выявился по всей стране, то его подорожание повлияет на большую часть субъектов рынка. Но если дефицит будет глобальным, то он парализует всю экономику государства.
Защита рынка то дефицита
Как защитить рынок от товарного дефицита, чтобы экономика не испытывала потрясений? К сожалению, абсолютных рецептов по этому вопросу нет и не может быть изначально. Рынок представляет собой самобалансирующуюся систему, в которой всегда происходит раскачка в разные стороны. Меняются цены, исчезают одни товары и появляются новые, возникают новые потребности и услуги по их удовлетворению. Но снизить риски возникновения этого явления можно, если государство будет способствовать стабильной работе экономической системы.
Что необходимо для этого?
• Свобода предпринимательства
• Обеспечение быстрого входа в рынок через устранение бюрократических преград
• Расширение информативного пространства для обеспечения ясного представления о ценах и спросе на товар

Конечно, на бумаге все это делается, в чем можно убедиться при ознакомлении с экономическими отчетами государственных органов. Но в жизни надо всегда быть готовым к тому, что дефицит товарный в той или иной мере может коснуться каждого человека, фирму и даже государство в целом!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.